Парламентские дебаты
Слава, возрадуйся, ты дождался! Нет, тебя не подводят глаза, я в самом деле расскажу сейчас про дебаты, о которых ты часто меня спрашивал, а я всё отмахивался, обещая, что как-нибудь в другой раз ты уж точно узнаешь о них.
Когда я поступил в НГУЭУ, то на первом курсе вступил в литературный кружок. Он был непопулярен, в нём состояло не больше шести человек, которые смогли собраться все вместе только на самом первом собрании. Четверо членов кружка были выпускниками и писали дипломы, чем они и объясняли своё частое отсутствие во время еженедельных встреч. Нас приходило на них по три-четыре человека, но при этом читать и обсуждать произведения в столь ламповой обстановке было очень приятно.
Год пролетел незаметно. Но в сентябре как гром среди ясного неба объявили новость - кружок закрывается. Старшекурсники защитили дипломы и покинули стены вуза, а без них нас осталось всего несколько человек. К тому же в университете были введены развивающие траектории, и все студенческие объединения должны были быть официально зарегистрированы под соответствующим направлением. Политика и власть, культура и творчество, лидерство и инициативы…
Разбираться во всём этом нам не хотелось, поэтому было принято решение разбежаться кто куда. Но буквально через две недели мне стало скучно. В голову стукнула безумная мысль - а почему бы не попробовать организовать нечто похожее на литературный кружок, но чтобы это было интересно большему количеству людей, раз чтение никого не смогло завлечь?
Решив, что подойдёт формат дискуссий по заранее оговоренным темам, я кинул клич в группу «Подслушано» вуза, желая найти единомышленников из числа студентов. Но нашёл куда больше, чем мог рассчитывать.
На меня вышел начальник управления внешних связей НГУЭУ. Это было настолько неожиданно, что я поначалу даже растерялся. Он сказал, что моё предложение ему интересно и он хотел бы посодействовать в его реализации. Единственное, нужно было определиться с форматом, потому что мой пост содержал элементы как дискуссий, так и дебатов, а дискуссионный клуб и клуб парламентских дебатов - это абсолютно разные вещи. И я выбрал дебаты, при этом ничего толком о них не зная. А начальник управления внешних связей дал мне после этого два контакта. Первый - это начальница отдела управления молодёжной политики университета. Второй - это организатор всех турниров по парламентским дебатам в Новосибирске, по сути, лидер всей тусовки, которая интересуется данной игрой. Именно он и добавил добавил меня в их чат и представил как главу клуба по парламентским дебатам НГУЭУ, хотя на деле никакого клуба на тот момент и не существовало. Нужно было срочно это исправлять!
Из опубликованного в «Подслушано» поста я связался с пятью студентами, откликнувшимися на мой призыв, и назначил им встречу в университете. Перед этим мне пришлось потратить несколько вечеров на изучение теории проведения парламентских дебатов, чтобы понимать, как всё устроено. И это было очень кстати, потому что все мои единомышленники, как оказалось, не имели никакого опыта и сами не представляли, во что они решили ввязаться. И мы стали разбираться вместе. Читали теорию, смотрели ролики, пытались играть друг с другом...
Параллельно с этим я связался с начальницей отдела управления молодёжной политикой университета и сообщил о том, что мы хотим организовать клуб по парламентским дебатам. Дел у неё было и без нас много, но она сделала всё возможное, чтобы нам помочь. Какое-то время она давала письменные разрешения на нужные нам аудитории для вечерних встреч в вузе, пока мы не поняли, что половина кабинетов в это время и так не закрывается, а значит можно спокойно приходить и занимать любой из них. Также она на средства университета помогла нам распечатать в типографии визитки, афиши и буклеты с информацией о предстоящей презентации.
Ох, эта презентация...
Разобравшись с теорией и поиграв друг с другом, мы поняли, что нам нужны новички, а для этого необходимо провести презентацию нашего клуба. Нам нужно название, афиши, положение, если мы хотели, чтобы всё было официальным - а именно этого от нас требовала на первых порах начальница из отдела молодёжной политики. И мы стали готовиться.
Мы сделали афиши и развесили их по всем корпусам университета, я договорился с нашими более опытными коллегами из других вузов, что они придут на презентацию и проведут игру, чтобы продемонстрировать на практике, что такое парламентские дебаты.
Особенно запомнилась рекламная компания во «Вконтакте». Один из студент спросил у начальницы отдела управления молодёжной политики: «что за шахида вы изобразили на афишах?». А этим шахидом был Фидель Кастро, и вопрос показался нам настолько неожиданным, что мы опубликовали опрос с разными политическими деятелями, предлагая угадать кого мы поместили на афишу. Эту запись репостнули в «Подслушано» вуза. Из 394 человек правильно проголосовало только 277 (70,3%).
Не обошлось без проблем. В университете на тот момент существовал клуб интеллектуальных игр, который проводил разнообразные мероприятия, в том числе и дебаты. Только вот формат там был не парламентский, да и за год они максимум две игры организовывали. Но появление нашего клуба их глава воспринял как личный вузов себе и в первый же вечер, после того, как мы развесили афиши, он половину из них сорвал и порвал на части, оставив их на столе у начальницы отдела управления молодёжной политики, как знак того, что с ним нам лучше не связываться. Пришлось идти на встречу к нему и объяснять, что занимаемся мы абсолютно разными вещами и друг с другом конкурировать и пересекаться не будем. Естественно, он не остался в восторге, но пообещал не вставлять палки в колёса.
Презентация прошла отлично. На неё пришло несколько преподавателей, был фотограф от отдела молодёжной политики, а сам начальник управления внешних связей выступил с небольшой речью, рассказав о том, как он в студенческие годы сам увлекался парламентскими дебатами и что на них он познакомился со своей будущей женой. Приглашённые студенты из других вузов заранее подготовились, поэтому демонстрация самой игры зашла всем на ура.
После этого наши собрания мы проводили два раза в неделю – по средам и субботам. Рекорд посещаемости был 14 человек. Обычно приходило в районе десяти студентов. Мы играли, общались, обсуждали наши успехи, но на все приглашения принять участие в проходящих в Новосибирске и других городах турнирах по дебатам всегда отвечали отказом. Глава тусовки даже обиделся на нас за это, но причиной было то, что нам не хотелось выходить на новый уровень и мы своей чисто вузовской компанией собирались и играли. Нам нравилась игра, нам нравилось проводить за ней время, но турниров мы… Боялись? Они нам были не нужны? Не было денег на поездку? Думаю, у каждого была своя причина для отказа.
После презентации к нам пропал интерес со стороны начальника управления внешних связей и начальницы отдела управления молодёжной политики. Мы могли к ним обращаться по вопросам и просить у них помощи, но вопросов как таковых не было и помощь нам их была ни к чему. Была, конечно, поначалу мысль организовать в конце учебного года игру между сотрудниками вуза или студентами и преподавателями. И начальник управления внешних связей даже заявил о своём желании поучаствовать в ней и сказал, что у него есть на примете несколько человек, которым это было бы тоже интересно. Но тут вмешались в дело личные проблемы. В конце второго курса я отчислился из университета, потому что разочаровался в выбранном направлении и оно оказалось просто не моим.
Уходя из вуза, на последнем собрании клуба я оставил вместо себя главой одного из «старичков», чтобы дебаты продолжили существовать и ребята могли бы также собираться один или два раза в неделю и играть. Но этому было не суждено сбыться. Я не знаю в чём причина, мне никто так и не смог толком её объяснить, но после моего отчисления клуб парламентских дебатов НГУЭУ просто умер. Собраний больше не проводилось.
Спустя год я участвовал от одного из молодёжных центров в дебатах между школьниками в качестве судьи. Себе в напарницы я пригласил одну из студенток, которая состояла в моём клубе в НГУЭУ.
– Не скучаешь по дебатам? – Спросил я её.
– Иногда. Сейчас времени не хватает ни на что.
– А почему ты вообще заинтересовалась ими и присоединилась к нам?
– Тогда это было интересно. Да и я стеснялась выступать публично… Вот и подумала, что мне это может помочь.
– И помогло?
– Ещё как!
В университете тогда было столько самых разных студенческих объединений - на любой вкус и цвет. И почти все участники клуба - студенты самых разных курсов - до этого не интересовались студенческими инициативами, но решились и сделали выбор в пользу дебатов.
Может и просуществовал наш клуб всего один год, но он каждого из нас чему-то да научил. И будь у меня возможность, я бы хотел вернуться хотя бы на один день в прошлое, чтобы провести его за игрой в парламентские дебаты со своим "дебатёрами".
2/22
#Новосибирск_пишет
Для проекта Россия пишет